- Главная /
- Полезное
- / Как не попасться на «удочку» недобросовестных контрагентов?
Как не попасться на «удочку» недобросовестных контрагентов?

В основе деятельности любой компании, или индивидуального предпринимателя лежат партнерские (деловые) отношения с такими же компаниями (индивидуальными предпринимателями), закрепленные договорами, или другими документами (устными соглашениями). От того насколько грамотно будет выстроена работа с партнерами (контрагентами) зависит успешность компании. Не секрет, что все компании в той, или иной степени сталкиваются с недобросовестностью отдельных контрагентов, что порой становится причиной немалых издержек и даже приводит к банкротству фирм. Обман может быть разный. Речь может идти как о получении денежных средств за не поставленный товар (не выполненные услуги), так и о не выплате денежных средств по полученной отсрочке. Существуют также аферы по невыполнению налоговых обязательств. Как же уберечь себя от таких случаев?
Самым распространенным механизмом для обмана является создание фирм-однодневок, которые периодически банкротятся и в результате все обязательства списываются на законном основании. Для минимизации рисков попасться на такую удочку, необходимо тщательно проверять фирму с которой Вам предстоит подписать договор.
Сегодня каждый предприниматель имеет возможность собрать информацию о потенциальном партнере.
Первым делом надо убедиться в реальном существовании данной фирмы. Проверить это можно при помощи бесплатного сервиса http://egrul.nalog.ru Здесь Вы можете посмотреть дату регистрации фирмы. Чем старше фирма, тем больше оснований доверять ее собственникам. Напротив, фирма, созданная несколько месяцев назад, всегда вызывает подозрение. Также стоит обратить внимание на последнюю смену учредителей и руководителя фирмы. Свежие изменения в этом плане фактически приравнивают фирму к вновь созданной. Часто новые фирмы не создают, а покупают чистые с давней регистрацией, чтобы создать иллюзию давно работающей добросовестной компании.
Если после этой проверки Вы не расстались с желанием сотрудничать, можем дальше рекомендовать следующие меры безопасности:
- При заключении договора ознакомьтесь с уставом компании-контрагента. Желательно ознакомиться с выпиской о видах деятельности, порядке назначения и сроке деятельности руководителя.
- Начиная сотрудничать с новой компанией, постарайтесь лично встретиться с ее генеральным директором, или хотя бы его увидеть. Недобросовестные компании часто в качестве генерального директора оформляют подставных лиц. Отличить директора солидной компании от человека, который согласился быть номинальным директором за несколько тысяч в месяц, без труда сможет даже начинающий предприниматель.
- Попросите у контрагента данные свидетельства о его регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Копии сохраните у себя, их можно будет потом сравнить с полученными данными на указанном выше ресурсе.
- От уполномоченного представителя контрагента (лица, подписывающего договор) потребуйте паспорт и документ (доверенность), наделяющий его соответствующими полномочиями. Если подписывает директор, попросите документ (приказ) свидетельствующий о его назначении. Не допускайте случая, когда подписанный договор Вам выносит секретарь. Вы должны лично увидеть человека, подписывающего договор и удостовериться в его полномочиях.
- Кроме подписи на последней странице, должна быть заверена (подписью и печатью) каждая страница договора. Договор подписанный только на последней странице легко фальсифицировать и доказать свою правоту в суде будет очень сложно.
- Кроме подписи руководителя в счетах-фактурах и других бухгалтерских документах необходима подпись и главного бухгалтера. Одна подпись предусмотрена только на небольших фирмах, что тоже стоит принять во внимание.
- Если речь идет о крупной сделке, необходимо убедиться в наличии достаточных производственных мощностей поставщика, наличии продукции на складе, транспортного ресурса, других возможностей своевременно выполнить заключенный контракт.
- Ели деятельность контрагента лицензируется, необходимо требовать копию лицензии, а также другие разрешительные документы, предусмотренные законодательством для данного вида деятельности.
- Обращайте внимание на наличие персонала. Фирма, состоящая из директора и секретаря, вряд ли справится с крупным контрактом, особенно учитывая, что Вы не можете быть их единственным контрагентом.
- Внимательно изучите материалы по этой фирме в интернете. Сайты, рекламные проспекты, статьи, при наличии таковых. Обманутые контрагенты, не имея возможности получить возмещение официальным путем, изливают свои обиды в сети. Такие материалы можно всегда найти, если они есть.
- Безусловно, стоит поискать и официальные материалы. На сайте http://kad.arbitr.ru можно увидеть все иски, которые относятся к вашему контрагенту и ознакомиться с их сутью.
- Большим плюсом было бы увидеть балансы Вашего партнера. Конечно Вам могут и отказать в этой просьбе, ведь обязательными к предъявлению при заключении сделки являются лишь уставные документы, но можно попытаться их достать через налогового инспектора. Пустой баланс, постоянные убытки, отсутствие основных средств – все это признаки фирмы-однодневки.
Ну и самое главное, не забывайте о наличии специалистов, которые всегда могут Вам оказать квалифицированную помощь до того, как Вы окажетесь в беде. Предупреждать убытки всегда дешевле, чем их ликвидировать.